ТЕМА №1. КРАТКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ «ЧАЙНИКОВ» И НЕ ТОЛЬКО….

« Назад к списку тем
1. Вступление
Шина – это непросто кусок резины, намотанный на диск. Шины являются главным связующим звеном между автомобилем и дорогой. От того насколько правильно они подобраны и установлены, очень сильно зависит управляемость автомобиля и… не только это.. Это высокотехнологичный продукт, от качества которого может зависеть Ваша жизнь.
Для многих, читающих эту статью, вышесказанные слова могут показаться «пафосными», а сама тема давно «заезженной», но, ежедневно наблюдая на наших дорогах «водительское бескультурье», выраженное не только в неадекватной езде, но и в оснащении автомобилей, особенно это касается колес, считаем не лишним еще раз напомнить о том, как это важно правильно подобрать автомобильную резину.
Каким бы современным ни был автомобиль, возможности двигателя, трансмиссии и всех остальных элементов конструкции реализуется посредством контакта с дорогой его шин. Резина для автомобиля — та же самая обувь. От того, насколько она удобна, зависит насколько хорошо мы себя чувствуем, как долго можем ее носить, и даже наше настроение. Выбор обуви для автомобиля, пожалуй, даже более важен. Некачественная, не соответствующая сезону, грузоподъемности, скоростным нагрузкам и особенностям дорожного покрытия автомобильная резина способна свести на нет самые передовые достижения автомобилестроителей. В самом деле, что проку от мощного двигателя а/м, если он вхолостую вращает на льду колеса, обутые в летнюю резину.
Хорошая и подобранная по сезону автомобильная резина — прежде всего безопасность! А чувство, уверенности, основанное на сознании безопасного поведения а/м на дороге — это душевный комфорт, который сочетается с комфортом, который дают все те же хорошие шины. Следовательно, один и тот же а/м в одних и тех же условиях способен доставить как чувство удовольствия от вождения, так и неприязнь, потому что езда превращается в утомительную борьбу с собственной машиной. А все дело лишь в правильно подобранной автомобильной обуви!

Хорошая автомобильная резина позволяет двигаться безопасно и быстро, а значит — это сэкономленное время, которое порой может стоить дороже любых денег. Хорошая автомобильная резина со временем окупается, т.к. снижение сопротивления качению ведет к экономии топлива.

Обратите внимание на множество мелких аварий, когда никто не пострадал, только чуть-чуть помято крыло, разбита фара и т.д. Автомобилю, чтобы избежать столкновения, не хватило буквально метра. Помятого крыла и разбитой фары могло бы не быть, если бы тормозной путь был короче. А тормозной путь, помимо всего прочего, зависит от коэффициента сцепления шин с дорогой. Поэтому, в одной и той же ситуации водитель, чья автомобильная резина не соответствуют условиям движения, будет раскошеливаться на кузовной ремонт, в то время как тот, кто позаботился о соответствующей «обуви», уверенно продолжит поездку. Таким образом, автомобильная резина, подходящие а/м и условиям движения не только обеспечивают безопасность и комфорт, но и помогают избежать ненужных затрат. Как ни парадоксально, но покупка хорошей автомобильной резины - это экономия.
2. Типы шин
Практически вся современная легковая резина - бескамерная (внутри отсутствует камера) и с радиальной конструкцией каркаса.
Протектор автомобильной резины бывает: с направленным, ненаправленным и с асимметричным рисунком.

Направленный рисунок протектора позволяет быстро отводить воду из пятна контакта шины с дорогой и значительно снижает риск всплывания колеса над водой (аквапланирование).
На шинах с направленным рисунком обязательно присутствует маркировка в виде стрелки с надписью Rotation, которая указывает на правильное направление вращения колеса. Такие колеса нельзя переставлять с правой стороны машины на левую без демонтажа шины с диска. Если установить шину неверно, то в дождь автомобиль «поплывет» даже на маленькой скорости.

Ненаправленный рисунок протектора не требует какой-либо определенной установки, так как является наиболее универсальным. Такие шины самые доступные по цене и благодаря своей универсальности часто устанавливаются еще на конвейере завода.

Ассиметричные шины состоят из двух частей с разным рисунком, то есть правая часть - «дождевая», левая - «сухая». В таких шинах боковина внутренней и внешней стороны имеет разную жесткость. Так как внешняя сторона имеет большую нагрузку (особенно в поворотах), разная жесткость позволяет асимметричной шине лучше держаться за дорогу.
На асимметричной резине всегда есть маркировка Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards), которая указывает на внутреннюю и внешнюю сторону шины. После правильной установки должна быть видна только надпись Outside или Side Facing Out. Ассиметричные шины могут быть как с направленным, так и с ненаправленным рисунком протектора.
3. Сезонность шин
По сезонности автомобильная резина делятся на: летняя и зимняя. О том, что мы не ходим летом в сапогах, а зимой в сандалиях сказано много и далее в наших статьях Вы не раз столкнетесь с этой темой. Здесь же в качестве «ликбеза» основные характеристики летней и зимней автомобильной резины, а Вам решать «обувать» ли Ваше авто по сезону или поэкспериментировать и «поиграть с судьбой на выживание»….

Основная задача летней автомобильной резины обеспечивать максимальное сцепление с дорогой, а соответственно и безопасность движения. Летняя резина на авто имеет высокий индекс скорости и хорошую износостойкость. Но при температуре воздуха ниже +7 любая летняя шина начинает замерзать (дубеть) и теряет свои сцепные свойства. Это приводит к существенному увеличению тормозного пути и ухудшению управляемости.

Состав зимней резины более мягкий и шина не «дубеет» в холодную погоду. Протектор зимней резины на ощупь будет значительно мягче летней. Основное отличие зимней автомобильной резины - это большое количество ламелей - узких прорезей в рисунке протектора. Благодаря ламелям колесо имеет хороший контакт с дорогой даже на снегу и льду. Но на сухом асфальте и при температуре воздуха выше +9 зимняя резина начинает очень быстро изнашиваться.
Летняя и зимняя авторезина кардинально различны. Как по конструкции, рисунку протектора, так и по составу резиновой смеси. Достаточно лишь сказать, что резиновая смесь, из которой изготавливается летние авторезина (часто с применением силики) полностью утрачивает свои свойства при температуре ниже +7. Зимние шины рассчитаны на другой температурный диапазон и поэтому изготавливаются из совершенно другой смеси. Если же посмотреть на рисунок протектора, то и он различается кардинально ввиду разных задач на него возлагаемых. Летняя авторезина — стойкость к аквапланированию, управляемость на сухом и мокром асфальте. Зимняя атомобильная резина — стойкость к заносу, управляемость и тормозные свойства на снегу и льду. Очевидно, что эти задачи в корне различны, и требуют совершенно разного подхода к конструированию шины и к рисунку его протектора.
Всесезонная автомобильная резина — реальность или миф?
Многие российские автолюбители до сих пор верят в миф о всесезонной резине как об универсальной. Зачем летние шины, зачем зимние шины , если есть «всесезонка»!
Такое мнение весьма распространено. А раз есть спрос, значит есть и предложение. Многие компании выпускают всесезонную резину только потому, что её покупают. А впрочем, на самом ли деле такая резина всесезонная? Попробуем разобраться. Как известно автомобильная резина маркируется. Традиционно многие считают, что всесезонная резина — это резина с обозначением на боковине «M+S» — «Грязь и снег». Но как тогда объяснить тот факт, что, например, резина Goodyear Ultra Grip, которые являются зимней, и резина Goodyear Wrangler HP, которые самые что ни на есть летняя резина, несут на боковине один и тот же значок — «M+S»?
Объяснение очень простое — всесезонной авторезины попросту не бывает! И быть не может из-за того, что … читай абзацом выше. Так может быть всесезонная резина — это достигнутый компромисс между свойствами зимней и летней авторезины? Нет, и ещё раз нет — такой компромисс невозможен — иначе зачем, например, тёплой Европе вообще были бы нужна зимняя авторезина? Поэтому если Вы действительно цените свою жизнь и своё здоровье, то рекомендация может быть только одна — летом — летняя резина, зимой — зимняя.
4. Технические параметры автомобильной резины (маркировка, индекс скорости и нагрузки и т.д.)
Подробная инфомация по данному вопросу у нас изложена в разделе «Справочник». Очень хочется обратить внимание как начинающих водителей, так и «автопрофи» не пренебрегать этими важными данными при выборе колес, вникнуть и изучить все, что может быть «написано» на покупаемой Вами покрышке, в противном случае читайте раздел 1 - Вступление данной статьи.
5. Срок службы авторезины.
Оптимальный срок службы автомобильной резины — 40-50 тыс. км. При щадящей эксплуатации, т.е. без пробуксовки и блокировки колес, с умеренной скоростью на поворотах можно увеличить пробег почти вдвое. И, наоборот, при «спортивном» стиле езды авторезина может износиться и через 20-30 тыс. км. Минимально допустимая высота рисунка протектора — 1,6 мм. Измерять ее не обязательно — достаточно посмотреть на протектор в местах, указанных стрелочками на боковине шины. Если он изношен до индикаторов (поперечных выступов в его канавках), покрышки пора менять. Многие изготовители зимней резине настаивают на замене, если высота протектора уменьшилась до 4 мм — иначе эффективность такого колеса заметно падает. Шипованную авторезину, растерявшую больше половины своих шипов, тоже пора отправлять на покой. Неравномерный износ протектора может быть вызван нарушением углов установки колес, неисправностью рулевого управления или подвески (в том числе и амортизаторов), повышенным дисбалансом колеса. Если вовремя не устранить неисправность, шина может за очень короткое время протереться до корда, та же участь постигнет и новую покрышку. Поэтому не стоит затягивать с ремонтом. Вибрации при движении и проплешины на протекторе — последствия торможения с блокировкой колес. Возможно, свою роль сыграли и «бьющие» тормозные диски или барабаны. Во всяком случае, при каждом интенсивном торможении шина все чаще будет блокироваться, все шире будет проплешина. Такое колесо лучше заменить. Можно возить его в качестве «запаски». Небольшие трещинки на боковинах — не повод для замены. Они появляются обычно через несколько лет и связаны с естественным старением резины. А вот порезы боковин — дело серьезное. Если они глубокие и задевают или обнажают нити корда, срочно меняйте покрышку, она может взорваться в любой момент. Ту же опасность таят и «грыжи» — местные вздутия боковин. Они означают, что одна или несколько нитей корда порваны — обычно из-за удара или защемления резины при заезде на бордюр. Опасность таят в себе повреждения, находящиеся на той стороне боковины, что обращена к центру автомобиля — снаружи ее не видно. Поэтому регулярно (один-два раза в год) осматривайте ее. И самое главное – относитесь к «автомобильной обуви» бережно и внимательно, уважайте свой автомобиль, себя лично и других участников дорожного движения и покрышки прослужат Вам долго и «счастливо».
Вот вкратце и вся первичная и необходимая для любого автовладельца информация. Для более углубленного изучения тех или иных вопросов, связанных с выбором, эксплуатацией, хранением шин рекомендуем Вам прочитать другие статьи данного раздела.

« Назад к списку тем l Читать дальше »

Внимание

Поля 'Фамилия Имя Отчество' и 'Телефон' обязательны для заполнения. Необходимо заполнить поле, название которого подсветилось красным.

Название